Учимся выбирать подарки
Всем нам знакомо острое чувство неловкости, когда любимые люди, родственники или коллеги, преисполненные лучшими чувствами, дарят нам потрясающую электро-чесалку для спины, незаменимый индейский бумеранг, или 875-й альбом для фотографий.
Получив такой подарок, мы счастливо закатываем глаза и бросаемся на шею мужу (жене, бабушке, руководителю отдела), и кричим о том, как мы счастливы получить этот тренажёр для мизинцев, и что уже месяц мечтали именно о такой резиновой курице, со слезами благодарности обдумывая, кому передарить подарок.
Дарить подарки легко и приятно, но где их брать? В голову приходят до жути банальные кружки, бокалы, посуда, и обязательные фотоальбомы… И начинается великий поход по магазинам, сил на который, порой, тратится больше, чем при подъёме на Эверест. После многих часов веселого шопинга мы понимаем, что надо всё-таки брать фотоальбом, а также, что все люди могли бы просто договориться и не дарить подарков вообще.
Парадокс заключается в том, что акт дарения перестал быть добровольным. Подарок нужен только к празднику. Несколько раз в году батальоны мужчин и женщин строевым шагом идут покупать подарки Киев. И попробуй при этом обделить тетю Пашу или дядю Кузю! Они этого тебе никогда не простят.
И черт бы с ними, но здесь прослеживается второй парадокс: подарок нужен не только тому, кого ты сегодня хочешь порадовать, а и тем, о ком ты отчаянно пытаешься забыть. И ты идёшь с тяжелым сердцем и легким кошельком в магазин, и закупаешься подарками, которые, по сути, никому не нужны. Этот выматывающий ритуал заставляет думать о близких, далёких и даже очень недалёких родственниках тогда, когда и о себе-то думать не хочется, — в этом и есть главный смысл подарка.
Итак, чтобы подарки радовали, нужно неподдельное личное внимание к окружающим, искреннее желание сделать для всех что-то приятное, а также тонкое чувство и понимание их нужд, куча свободного времени и еще большая-большая куча денег. Существует легенда, что люди, обладающие всеми этими качествами в полном объеме, действительно где-то существуют, но, скорее всего, это просто нелепые слухи.
Нелепо прийти на Новый год с бриллиантовым колье, а через два месяца на день рождения подарить улыбку и цветок. Разумеется, любовь иногда заставляет творить безумства, но все же статус дня рождения выше, чем Нового года. У каждого праздничного повода свои традиции, и даже у нас, где традиции эти сильно размыты, все же есть подарки, которые уместны на свадьбе, но не очень хороши на день рождения, и наоборот.
В частности, еще с советских времен сохранилась традиция дарить на свадьбу конверт с купюрами — а вот дарить его во всех остальных случаях (что было распространено в тогдашние товарно скудные времена) уже неуместно. Впрочем, традиция решительно ничего не говорит о том, сколько именно должно быть купюр в этом конверте, а потому многие предпочитают традиционные столовые сервизы и кофемолки, в результате чего на утро молодожены обнаруживают с десяток сервизов и полный дом кофемолок.
Кстати, в этом смысле весьма разумна западная традиция — «списка подарков», когда вместе с приглашением вы получаете адреса магазинов, в которых находятся составленные молодоженами списки желаемых вещей примерно сопоставимой стоимости. Вы отправляетесь в любой из них по своему выбору и оплачиваете то, что в этом списке еще не успели выбрать прочие приглашенные. Таким образом, конечно, сводится к нулю самовыражение, но зато сразу снимаются все проблемы.