События «Крымской весны» и масс-культура

 

Всеобщее внимание в конце февраля – марте 2014 г. было приковано к событиям на территории Крыма. Государственный переворот в Киеве жители полуострова, в большинстве своем, приняли отрицательно. В Севастополе, Симферополе и других городах состоялись многолюдные митинги, вынесшие резолюции о непризнании власти путчистов, прекращении налоговых отчислений в украинскую столицу, создании отрядов самообороны.

Так начался уход Крыма из-под украинской юрисдикции, итогом чего стали референдум 19 марта и историческое воссоединение с Россией. Подобно другим поворотным моментам истории, события февраля-марта 2014 г. стали предметом дискуссий и споров, и дали сильный стимул для творчества.

Произведения на тему «Крымской весны» разнообразны. Это карикатуры, демотиваторы, фотоколлажи, плакаты, рисунки, анимация, музыка, видео. Нельзя объять необъятное. И здесь мы не ставим задачу сделать детальный обзор всего, что было создано по данной тематике. Рассмотрим лишь наиболее известные образчики творчества, ставшие достоянием масс-культуры. Отметим и те произведения, которые не стали широко известны за пределами полуострова, однако имеют свою ценность, будучи созданы местными авторами (современниками и очевидцами произошедших событий) и по «горячим следам».

Сегодня существуют, по меньшей мере, два персонифицированных образа, олицетворяющих события, предшествующие воссоединению Крыма с Россией. Прежде всего это прокурор Крыма Наталья Поклонская, получившая огромную популярность во всем мире, особенно в Японии.

 Видео публичного выступления Натальи Владимировны на пресс-конференции в Симферополе в марте 2014 г. стало лидером по числу просмотров на Youtube. В кратчайшие сроки в социальных сетях появилось много любительских рисунков Поклонской, выполненных в стилистике японской анимации («аниме») и комиксов («манга»). Некоторые из этих рисунков впоследствии использовали изготовители сувениров. Сегодня их можно без проблем приобрести во многих городах полуострова.

Не остались в стороне и авторы музыки. От клубных электронно-танцевальных мелодий до простенького шансона. Такую песню, под названием «ах какая няша, прокурор Наташа!» написал и исполнил одесский музыкант Слава Благов. Но самый настоящий фурор произвел видеоролик, который смонтировал Youtube — пользователь Enjoykin. Он сделал видеомонтаж, включающий в себя фрагменты интервью Натальи Поклонской и анимированные вставки с ее же участием. На этот видеоряд блогер наложил фрагменты из выступлений Поклонской, составив из её слов песню, которую назвал «Nyash Myash». На момент написания данного материала видео набрало свыше 24 млн. просмотров. Звучавший в треке слоган «няш-мяш, Крым наш» прочно вошел в употребление, и также сегодня является символом воссоединения полуострова с Россией.

Разумеется, это далеко не все произведения масс-культуры, эксплуатирующие образ Натальи Поклонской. Известны также ролики флеш-анимации, компьютерные игры, где прокурор Крыма является одним из главных героев либо прообразом персонажа. Сама Наталья Владимировна относится к своей внезапной популярности весьма сдержанно, напоминая, что прежде всего она — блюститель законности. Тем не менее, сегодня Поклонская остается наиболее известным и узнаваемым символом событий «Крымской весны».

Огромную популярность приобрели и так называемые «вежливые люди» — одетые в камуфляж без опознавательных знаков, скрывающие свои лица под балаклавами, бойцы специальных подразделений, в ходе событий февраля-марта 2014 г. блокировавшие расположенные на территории полуострова украинские воинские части и стратегические объекты.

Образ прекрасно экипированных и вооруженных солдат, одерживающих победу без единого выстрела, оказался чрезвычайно востребован в творчестве.

Сегодня можно с уверенностью говорить о возникновении нового бренда. Изображение «вежливых» можно увидеть не только на футболках и сувенирах, но и на агитационных плакатах политических партий (например, партии «Родина» накануне и во время предвыборной кампании в Севастополе в августе-сентябре 2014 г.), но и в рекламе одной из севастопольских фирм, продающих автозапчасти.

Надо сказать, что некоторые идеи авторам дала сама жизнь. Известно, что во время «Крымской весны» «вежливые люди» охотно позировали фотографам, и некоторые снимки впоследствии стали основой для демотиваторов и разного рода коллажей. Характерный пример – композиция, изображающая кота, сидящего рядом с бойцом.

Помимо анонимных авторов и блогеров, в «раскрутке» образа «вежливых людей» деятельное участие приняли такие серьезные структуры как Военторг и Министерство обороны России. С мая 2014 г. соответствующий бренд активно используется ими в качестве товарного знака на собственную продукцию.

Не остались в стороне и производители игрушек. Фигурки «вежливых людей» выпущены как в России, так и в Чехии, фирмами, специализирующимися на изготовлении моделей для сборки. На плакатах кот благодарит одного из «вежливых людей», что он теперь не «кит» (кот по-укратински).

Как и Наталья Поклонская, «вежливые» удостоились песен-посвящений. Наибольшую известность получила исполненная ансамблем песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова песня «Вежливые люди» («Гимн вежливым людям»). Определенный интерес вызвали композиции в исполнении групп «Крепкие Узы» и «Следопыт». Видеоролики этих исполнителей на Youtube также набрали достаточно много просмотров, хотя, безусловно, и уступают по популярности ансамблю имени А.В. Александрова.

Сегодня неоспоримо, что образ «вежливых людей» стал не только успешным коммерческим брендом, но и определенным культурным феноменом. Нельзя не отметить и идеологическое значение. Успешная деятельность специальных подразделений, обеспечивших безопасность на полуострове перед референдумом 16 марта, их мобильность, профессионализм и оснащенность, повысили престиж воинской службы.

Особенностью творчества, посвященного воссоединению Крыма с Россией, стало практическое отсутствие произведений, использующих образы местных политических деятелей – «народного мэра» Севастополя Алексея Чалого (ныне – председатель Законодательного собрания города) и председателя Совета министров Крыма Сергея Аксенова (ныне – глава Республики Крым).

События февраля-марта 2014 г. вдохновили на творчество местных художников. В двадцатых числах марта — апреле 2014 г. в Симферопольском художественном музее проходила персональной выставки севастопольского художника Олега Танцюры «Крымская весна». В экспозиции представлено более 30 работ, созданных в Крыму в феврале-марте. Каждая картина отражала настроение в Крыму в период присоединения к России, поэтому вместо названий под картинами указана хроника событий.

Не остались в стороне и начинающие мастера кисти, в том числе юные дарования. Так, на проходившей в Севастополе в июне 2014 г. выставке «Третья оборона Севастополя», наряду с фотографиями, экспонировались детские рисунки на тему «Мы вернулись домой».

Возвращаясь к вопросу об отражении «Крымской весны» в музыкальных произведениях, отметим, что события февраля-марта 2014 г. мало отразились в песенном творчестве. Так, в Севастополе моральный дух горожан поднимали патриотические военные советские песни, отечественные поп- и рок-композиции (Вика Цыганова: «Андреевский флаг», «Крым»; «Алиса»: «Небо славян»; «Декабрь»: «Мы не оставим города свои»; Александр Маршал: «Севастополь»). Эти песни звучали в эфире местных телеканалов и со сцены на площади Нахимова (в записи и в живом исполнении). По разным причинам местные музыканты и исполнители, за некоторым исключением, не проявили заметной творческой активности. Единственной песней о текущем моменте, записанной непосредственно во время крымских событий, стала композиция севастопольской рэп-команды «Артель хоть застрелись» — «Оборона Севастополя». В ней горожан призывали вступать в отряды самообороны («Кто если не ты, встанет на защиту города?»). В тексте также обращались к жителям Юго-Востока Украины подниматься вместе с Крымом на борьбу с экстремизмом.

Данная композиция имела хорошие шансы стать одним из уличных гимнов севастопольского протеста, однако была незаслуженно оставлена без внимания местными СМИ. Тем не менее, трек приобрел определенную популярность, распространившись на тематических сайтах и в социальных сетях. В июле 2014 г. на песню смонтировали любительский видеоклип.

Подлинным хитом стала шуточная песня «Крым уплыл» в исполнении фолк-рок певицы Майи Котовской, более известной как Канцлер Ги. От лица «опечаленных» Киева и Евромайдана в песне пересказывалась история выхода полуострова из Украины:

А Крым ушел, а Крым ушел назад –
Я тому не рад, и Рада вся не рада –
Но он вернулся, гад,
Такая вот засада, брат! 

Уверенность в своих силах, достигнутый успех, радость от объединения с Россией – все это способствовало тому, что произведения, посвященные крымским событиям февраля-марта 2014 года, выдержаны в оптимистичном, позитивном аспекте. В них много юмора и бодрости.

Это особенно заметно, если сравнить их с произведениями, посвященными борьбе Донецка и Луганска за право жить на своей земле, в которых главными мотивами является дух борьбы и праведный гнев. Но это – отдельная тема.

 

Дмитрий Соколов

Источник: stoletie.ru

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *